Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

Цели:

1) повторить роль в речи существительных, прилагательных, глаголов:

а) повторить понятия «синонимы», «антонимы», «тропы», «фразеологизмы»;

б) закрепить умение подбирать синонимы и антонимы;

в) закрепить умение находить в тексте тропы, определять их роль, использовать в своей речи;

г) закрепить умение объяснять фразеологизмы, использовать в своей речи;

2) развивать связную устную и письменную речь;

3) развивать внимательное отношение к слову.

 

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Цель нашего с вами урока – повторить изученное в рамках темы «Употребление в речи существительных, прилагательных, глаголов» и подготовиться к проверочной работе. Итак, какова роль названных частей речи? Для чего нужны в речи существительные, прилагательные, глаголы? Какая часть речи является самой употребительной?

3. Сегодня мы с вами повторим понятия лексики и фразеологии, так как они

напрямую связаны с особенностями употребления слов в речи. Предлагаю отгадать кроссворд.

 

С

И

Н

О

Н

И

М

Ы

Ф

Р

А

З

Е

О

Л

О

Г

И

З

М

Ы

 
 

Т

Р

О

П

Ы

 
 

С

Л

О

В

А

Р

Ь

 
 

А

Н

Т

О

Н

И

М

Ы

 

- Слова одной части речи, близкие по смыслу.

- Устойчивое сочетание слов, равное по значению чаще всего одному слову.

- Художественные средства выразительности.

- Книга, в которой дается толкование значений слов.

- Слова одной части речи, противоположные по смыслу.

(Ученик, отгадавший слово, записывает его на доске. В это время класс приводит пример угаданного понятия.)

4. Определим на практике роль тропов в тексте.

  • Прочитайте текст, напечатанный на опорных листах. Определите его тему, идею. Подумайте, как его можно озаглавить. (На выполнение задания дается 3 минуты.)

 

Удивителен лес зимой! Деревья одеты в теплые серебряные шубки. Все сверкает алмазной россыпью. В ясный морозный день небо синее – пресинее. Величественные ели тянутся к небу своими снежными вершинами.

Лес зимой не безжизненный, а живой. На снежном ковре много звериных следов. Вот мелькнул заячий хвостик, а за ним побежала по ледяному насту лиса. Хвост у нее обмерз, каждая волосинка покрылась стеклянным колокольчиком. Вот под снегом видны мышиные норки. Но в снегу прячутся и птицы. В снежной постели устраиваются на длинную ночь куропатки, рябчики, глухари. Всю зиму лежит в берлоге сонный медведь.

В ветреный день лес резко меняется. Бушуют метели и превращают его в необыкновенный каменный замок. Вход туда закрыт.

 

  • Прочитайте текст выразительно вслух.

Что такое тема? Какова тема этого текста? (Описание зимнего леса.)

Что такое идея? Какова идея этого текста? (Восхищение автора зимним лесом.)

Как можно озаглавить текст?

(Дети записывают в тетрадь понравившееся название.)

 

  • Как автору удалось передать свое восхищение зимним лесом?

Первый ряд найдет в тексте олицетворения, определит их роль. Что такое олицетворение?

Второй ряд – эпитеты. Что такое эпитет?

Третий ряд - метафоры. Что такое метафора?

(На выполнение задания дается 2 минуты.)

 

  • Употребление синонимов и антонимов делает речь яркой и выразительной. Подберите синонимы к словам: удивительный, сверкать, прятаться, величественный. Подберите антонимы к словам: ясный, длинный, сонный, резко.

 

  • Представьте, что вы находитесь в зимнем лесу. Вальс Свиридова «Метель» поможет вам в этом. Напишите небольшой текст (5 – 6 предложений) о красоте зимнего леса. Постарайтесь в своем тексте использовать тропы. (По желанию ученики зачитывают получившиеся тексты.)

 

5. Текст рассказал нам не только о красоте зимнего леса, но и о его обитателях. Кто из животных и птиц встретился в тексте?

В русском языке есть выражения, связанные с животными: утиная походка, мышиная возня, ослиное упрямство и т.д. Как называют такие сочетания?

Поработаем с фразеологизмами.

  • Выйти к доске и соотнести фразеологизм со значением. (Два ученика работают на закрытых досках. Затем друг друга проверяют.)

(Нести ахинею – говорить глупости

Сжигать корабли – порвать с прошлым

Положить на лопатки – победить

Мозолить глаза – надоедать

Витать в облаках – мечтать

Язык без костей – много разговаривать

Играть в бирюльки – попусту тратить время

Как кот наплакал – очень мало)

 

  • В это время класс отгадывает фразеологизмы, изображенные на рисунках (страницы фразеологического журнала).

 

 

Выполним задание в тестовой форме, напечатанное на опорных листах. В каком примере неверно определено значение фразеологизма?

а) не лезть за словом в карман – «молчать»

б) ждать у моря погоды – «бездействовать»

в) ни пуха ни пера – «пожелание удачи, успеха»

г) далеко пойти – «добиться больших успехов»

 

а) проба пера – «первый литературный опыт»

б) жить своим умом – «быть хитрым»

в) проще пареной репы – «очень просто»

г) строить воздушные замки – «мечтать»

 

  • Умеете ли вы использовать в своей речи фразеологизмы? Составьте, используя фразеологизм, простое предложение или с прямой речью.

 

6. Подведем итог нашего урока. На доске записана пословица: «Хорошую речь хорошо и слушать». Какую речь вы считаете хорошей?

Надеюсь, ваша речь будет грамотной и выразительной. В этом вам помогут уроки русского языка.

 

7. Комментарий поставленных оценок за урок.