Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Тема «Выполнение эскиза росписи Дымковской игрушки»

Цели урока:

- познакомить с историей возникновения дымковской игрушки, с особенностями дымковского орнамента;

- развивать художественный вкус, творческое воображение, графические умения;

- прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории, воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: образец глиняной игрушки, образцы росписей дымковской игрушки, таблицы с изображением дымковских игрушек.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

– Как прекрасна наша Россия – своими полями, лесами, горами, полноводными реками, прозрачными озерами! Как богата наша Россия – драгоценными камнями, золотом и серебром! Но самым бесценным и дорогим, чем владеет наша Россия, является наш народ! Славится русская земля своими мастерами, своими делами. В каком бы уголке нашей Родины ты не оказался, везде встретишь чудо-мастеров, прославляющих красоту нашей земли.

Вот и Дымковская слобода славится своими мастерами. В большом селе Дымково, что недалеко от реки Вятки, родилась дымковская игрушка. Веселый игрушечный народец отличается яркими красками.

 Учитель показывает дымковские игрушки.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы! (В.Фофанов)

 

Деревня Дымково

Дым идет из труб столбом

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое

Дымково назвали. (Народное творчество)

 – В давние времена жители этой слободы, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму оттого, что топят печи, обжигают игрушки для того, чтобы они были прочными; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

Учитель демонстрирует игрушки на таблицах “Олень”, “Барышня”, “Конь” и др.

«Петух»

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил

Вот так небылица,

Что за чудо – птица! (Приложение 1)

 «Барышня»

– Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.

Посмотри, как хороша

Эта девица-душа

Щечки алые горят,

Удивительный наряд. (Приложение 2)

«Конь»

– Даже кони приобрели яркий наряд.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил. (Приложение 3)

 Вопрос: Что общего у всех этих игрушек?

Ответ: Белый фон, яркие краски, геометрические узоры, наглядные детали, обобщенная форма.

Вопрос: Как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?

Ответ: Белой.

Вопрос: А знаете ли вы, почему? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг было белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же чистой и белой как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками: малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие, (на каждой игрушке может быть до 10-12 цветов). Они особенно хорошо выделяются на белом фоне. В дымковской игрушке радует пышность форм, буйство цвета и жизнерадостная фантазия.

Вопрос: Где расположен узор на дымковской игрушке? Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Вопрос: Какие узоры вы видите на игрушках?

Ответ: Клеточки, кружочки, точки, полоски и др.

Вопрос: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? Как украшают свои изделия мастера из Дымково?

– Давайте поговорим о том, как создается дымковская игрушка. Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка расколется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. Потом ее белят мелом, разведенным молоком и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Она рождается третий раз. Красивые яркие нарядные игрушки продают на ярмарке.

Самые любимые из них – это свистульки.

Вятка вздрогнула от свиста,

Всяк свисток к губам прижал.

И пошла базаром сказка –

Родился в веселый час

Вятский праздник – “Свистопляска”,

Город весь пустился в пляс!

 – Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника “Свистопляска”. Позднее ярмарка-праздник стала называться “Свистунья”. Все посетители ярмарки от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку.

– Вся ярмарка наполняется свистом, и от этого праздник веселей. Спрос на игрушки очень велик.

– После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.

Вопрос: Какие же особенности мы увидели у дымковских игрушек?

Ответ: Обобщенная округлая форма, нет лишних деталей, белый фон, простой геометрический узор: полоски, кружочки, точки, волны, ромбы кольца.

Проводится беседа об элементах дымковских узоров, их цветовом решении. Беседа сопровождается демонстрацией дымковских игрушек, фотографий, слайд, таблиц.

– Много разнообразных узоров дымковской росписи.

Вопрос: Как, одним словом можно назвать узоры?

Ответ: Геометрические.

Вопрос: Как можно расписать игрушки, какие элементы лучше отобрать?

Ответ: кружки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы и др.

Вопрос: Какие цвета любят мастера Дымково?

Ответ: Яркие нарядные: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.

-14 мая 2009 Дмитрий Медведев посетил город Киров. Кроме официальных встреч, Президент РФ слепил из глины игрушку, посетил художественную выставку, полюбовался на вятскую матрешку и пообщался с жителями города.

Наверняка Дмитрию Медведеву запомнилось посещение Художественного музея имени братьев Васнецовых. Здесь для Президента сотрудники музея устроили не просто экскурсию по представленным экспонатам, но и попросили его поучаствовать в создании знаменитой дымковской игрушки. Вятские мастерицы продемонстрировали технику лепки и росписи глиняных игрушек.

Затем Президенту предложили вылепить гриб. После нескольких минут работы с глиной в руках главы государства появился настоящий гриб.

Уходя из мастерской, президент поделился своими впечатлениями:

- Супер! Давно я не делал и не испытывал ничего подобного! Хочу пожелать вам, чтобы своим удивительным искусством вы еще много лет радовали людей.

В подарок Президенту была вручена авторская дымковская Барыня. (Приложение 4)

Учитель предлагает продумать размещение узора на игрушке, выполнив эскиз.

Учитель предлагает детям стать мастерами – расписать игрушки.

Ученикам раздаются шаблоны игрушек, дети обводят шаблоны и расписывают игрушку.

В процессе самостоятельной работы учитель оказывает индивидуальную помощь. В конце урока устраивается выставка. Ребята вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

Подводится итог работы. Дети повторяют ,чем отличается дымковская игрушка от других, почему она названа дымковской, какие элементы используют мастера для росписи игрушек, какие цвета.

Приложение 1

dimk1

 

Приложение 2

 

dimk2

Приложение 3

dimk3

Приложение 4

dimk4

 

​