Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Урок: Литературное чтение. (Учитель: Немкина Лариса Анатольевна)

Тема: Устное народное творчество.Обрядовый фольклор.

Цели: 1) познакомить учащихся с обрядовым фольклором;

2) развивать любознательность, кругозор;

продолжить работу над качеством и скоростью чтения;

3) воспитывать уважение к традициям нашего края.

Оборудование: самовар, свечи, зеркало, самотканые половики, маски зверей, цветные платки, кокошники, фата, платье для невесты.

Карточки с новыми терминами: обряд, рождество, сочельник, святки, колядки, колядование, обычай.

Литература:

1. Бердникова Н.В. «Веселая ярмарка». Народные и календарные праздники для детей 3-10 лет / Н.В. Бердникова.- Ярославль: Академия развития, 2005. – 368 с.

2. Ищук В.В. «Народные праздники» / В.В. Ищук, М.И. Нагибина. – Ярославль: Академия Холдинг, 2000. – 130с.

3. Лазарев А.И. «Уральские посиделки» / А.И. Лазарев. Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1977. – 85 с.

4. Пашина В. «Жили – были, хоровод водили». Фольклорные праздники для 5 – 9 классов/ В. Пашина. – Ярославль: Академия развития, 2007

5. Рякина И.В. « Народные праздники»/ И.В. Рякина. – Екатеринбург, 2002. – 159 с.

6. Саверский Л.А. «Народные праздники Зауралья» / Л.А. Саверский. – Куртамышская типография, 2005. – 686 с.

  

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы.

III. Повторение. Введение в новую тему.

- С какими жанрами фольклора вы уже знакомы? Назовите.

( Загадки, частушки, поговорки, колыбельные песни, молчанки, потешки, считалки, дразнилки).

- Это малые жанры фольклора.

- А сегодня вы познакомитесь с обрядовым фольклором.

IV. Новый материал.

Итак,

1) Обряд - это строй, порядок, уклад жизни семьи.

Календарные обряды и обрядовая поэзия – это древнейший вид народного творчества.

Сегодня вы познакомитесь с некоторыми зимними календарными праздниками и связанными с ними обрядами, обычаями, приметами, традициями, т.к. скоро наступит всеми нами любимый праздник Новый Год, узнаете о празднике Рождество Христово, которое празднуется 7 января.

Об истории этого праздника послушайте информацию. ( Паюсова Настя).

История праздника

Было это давным-давно, 2000 лет тому назад. В маленьком еврейском городке Вифлееме жила семья – молодая женщина по имени Мария и ее немолодой муж Иосиф. Однажды во время путешествия в город Иерусалим ночь застала путников, и они стали искать ночлег. Ко многим в дом просились Мария и Иосиф, но напрасно. Наконец, один человек сжалился над ними и пустил переночевать в сарай для скота. Там Мария родила сына, которого назвала Иисус. Родился не простой человек, а бог. Он спасает мир от страданий и грехов, но за это сам будет вынужден страдать. В ознаменование этого события на небе загорелась новая звезда.

И люди пошли за звездой, чтобы поклониться Иисусу и его матери. Они принесли подарки Марии и ее сыну. С тех пор возникла традиция праздновать Рождество и дарить друг другу подарки.

2. (У всех детей на партах листочки с информацией о празднике).

-Прочитайте, какие атрибуты характерны для праздника Рождества Христова.

(Дети читают по «цепочке»).

 Рождество

7 января

Рождество – это праздник, который непосредственно связан с религиозными убеждениями людей. В западных странах его празднуют за неделю до наступления Нового года, а в России и странах, исповедующих православие, согласно православному календарю - через неделю после наступившего Нового года. Поэтому в нашей стране Рождество является как бы продолжением Нового года. Оттого и атрибуты у него такие же – елка, подарки, сказочная атмосфера, которая сопровождает нас в течение всего праздника. Рождество – большая радость и для детей, и для взрослых, потому что не закончена новогодняя сказка и есть возможность еще раз получить подарок.

3. – В канун Рождества, 6 января вечером, начинается праздничный сочельник.

На доске Сочельник – сочиво- сочник

- Прочитайте, как проводился Рождественский сочельник.

  

Празднование

Сочельник

В канун Рождества, 6 января вечером, начинается праздничный сочельник. Свое название этот вечер получил от названия еды. Сочиво (сочник) – символичное угощение в виде каши. Для ее приготовления нужно было иметь мед, символизирующий райскую жизнь, пшеницу – росток новой жизни, сухофрукты, обозначающие итог жизни.

Рождественский сочельник проводился в самом строгом посте. Не ели ничего весь день. За стол садились, как правило, только после первой звезды, причем еда в этот день обставлялась особыми символическими обрядами, к которым приготавливались заранее. Для этого, кроме сочива, готовили разведенную медом кашу – кутью, которая знаменовала собой плодородие. По окончании вечера часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы дать им возможность отпраздновать «богатую кутью».

День Рождества начинается с посещения церкви. Люди радостно поздравляли друг друга. К рождественскому ужину готовились торжественно: дома все было по-праздничному, наряжали елку, готовили подарки. На стол ставилась обязательная ритуальная еда: сочник, кутья, блины. По обычаю, первый блин скармливался скотине, второй выставлялся на заднее окно в качестве «поминального». Кроме обязательной еды, готовили много всего самого вкусного и накрывали на стол то, чем были богаты.

Несмотря на торжественность и строгость этого праздника, отличался он веселыми гуляниями, а на святки девушки устраивали гадания.

 

4. Итак, на святки девушки устраивали гадания.

( Выходят девочки, показывают сценку «гадания на суженого».)

  

Сценка.

 

ТЕТКА – Давайте гадать красавицы.

- А как будем?

ТЕТКА – На свечах, зеркало ставьте, свечи зажигайте.

(Ставит зеркало, свечу, напротив садятся девочки.)

ТЕТКА – Кто, девчата, хочет погадать? Садись, Машенька, садись, милая, запевайте, девушки.

Ты гори, свеча, ты гори, другая,

Отразись-ка, в чистом зеркале.

Пусть мой суженый приблизится,

В чистом зеркальце предвидится

ДЕВ. – Ряженый- суженый, приходи ко мне ужинать!

ТЕТКА – Что видишь, Машенька?

ДЕВ. – Ой, девчонки, какой он старый!

ТЕТКА – А давайте на воду гадать, красавицы!

У меня ковш волшебный есть. Я сейчас слова буду заветные говорить.

А вы тихо стойте, меня не беспокойте…

Свечки спускайте да желанье загадайте

(Руку держит над ковшом и говорит.)

Ой, ты, ковшик да с водицей,

С водицей не простой, с водицей ключевой,

Ты колечки прими, да всю правду расскажи,

Красным девицам – свет, красавицам судьбу предскажи.

Ну, кому погадать? Заводи песню.

ПОЮТ - Колечко мое позолоченное, полежи в воде, на самом дне.

Правда сбудется, не минуется.

Глянь – ка, Наталья, твое колечко по дну бежит,

В этом году тебе замужем быть, недалече от дому жить.

Кому еще погадать? Да ты еще мала, тебе подрасти, Настя, надо.

Дев. – Ну, погадай, тетка Дарья!

Тётка – Ладно, заводи.

Глянь-ка … твое колечко спокойно лежит, по дну не бежит.

В этом году тебе замужем не быть, в этом году тебе в девках ходить.

Уже смеркаться стало, ну, девушки, повеселились, а теперь пора чай пить да гостинцы кушать.

(Раскладывает накаледованное угощенье.

Тетка ставит на стол чай, чайник, печенье, кружечки.)

В горенке самовар кипит - пойдемте чай пить.

 

Итог:

 Учитель: - До сих пор в с. Медвежье Варгашинского района молодежь встречает Новый год в избе, коляду поют, частушки. Непременный атрибут Святок – гадание. Гадание на урожай в с. Чернавское Притобольного района проводили так.

Разбрасывали пшеницу, после её мели, а на второй день искали на подошве валенок зёрна. Если находили мало – плохой год. Если до десятка – то год средний, а больше – то год хороший.

Далее дети делятся впечатлениями о том, как гадали их бабушки, мамы. (Задание было задано предварительно.)

  

- А сейчас послушайте свадебную величальную.

(Выходят парни и девушки, со стороны жениха и невесты, поют песню, водят хоровод).

Вокруг жениха и невесты дети поют :

Виноград расцветает, - мальчики образуют круг, жених в центре.

Виноград расцветает,

А ягода, ягода поспевает. – девочки образуют круг, а невеста в центре.

2. Виноград Иванушка - перестраиваются в ручеек (мальчики с

Виноград Иванушка женихом).

А ягода- ягода свет - перестраиваются в ручеек (девочки с

Марьюшка, невестой).

А ягода- ягода

Свет Марьюшка.

  

3. Им люди позавидовали (2р.) - Выставляются из ручейка в

Им люди позавидовали, линию.

Что хорош, что пригож, что пригож, (2р.)

Во свете живешь.

(После хоровода поклон).

 

Итог: Прочитайте, как называются дни веселья и священного торжества Рождества Христово.

По «цепочке» дети читают:

 

Святки.

Святки, святые вечера – так называются в России дни празднества, дни веселья и дни священного торжества Рождества Христова, начинавшиеся 7 января (по настоящему календарю) и заканчивающиеся 19 января.

- Об обычаях и приметах в Рождественские праздники расскажет Полякова Саша.

Обычаи и приметы.

Рождественские праздники сопровождались колядованием – обрядом, который известен на Руси с языческих времен. Коляда – языческий бог пиршества и мира. Для его прославления парни и девушки прятали свое лицо под традиционными масками козы, медведя и т.д. Такие маски в народе называли «харя». Именно маска – обязательнейшая святочная принадлежность – помогала человеку оставаться неузнаваемым на празднике. Ряженые парни и девушки обычно собирались группами, и, переходя от одного двора к другому, пели под окнами домов и в избах песни – колядки в честь праздника или поздравляли хозяев. За это хозяева давали им деньги и хлеба.

- Коляда ты, коляда,

Заходи, коляда!

А бывает коляда

Накануне Рождества.

Коляда пришла,

Рождество принесла.

Уч-ль – А сейчас мы пойдем с вами колядовать. На доске колядки – колядовать.

(Выступают группа ребят – дети в масках зверей)

ХОЗЯЙКА: - Кузьма, глянь-ка, сколько гостей к нам пожаловало!

Здравствуйте, гости дорогие!

ГОСТИ: - Чем вы нас, хозяюшка одарите?

Денег мешок или каши горшок?

Кувшин молока или кусок пирога?

ХОЗЯКА: - Вот вам угощение: пряники медовые да леденцы сладкие!

ГОСТИ: - Добрые хозяева здесь живут. Спасибо.

Дай бог тому, кто в этом дому!

Кто в этом дому, ему рожь густа,

Рожь ужиниста.

Из зерна ему коврига.

Из полузерна – пирог.

ГОСТИ: (Заходя в дом, «Сеют» пшеницей и поют, желая хозяевам здоровья и достатка.)

- Сею, сею, подсеваю,

Я пшеницей посыпаю.

С новым годом поздравляю!

Сею, сею, посыпаю

Овёс, ячмень, радости желаю.

Гости уходят.

 

Приметы (дети читают)

Уч-ль – Под Рождество люди проверяли приметы, вспоминали пословицы, поговорки, загадки.

(Дети читают, запоминают по «цепочке».)

В Рождество день теплый – хлеб будет темный, густой.

На рождество метель – пчелы роиться будут.

На Рождество иней – урожай на хлеб.

На Рождество два друга – мороз да вьюга!

Береги нос в большой мороз.

Итог: - Какие приметы запомнили?

Назовите.

- Кто назовет другие приметы?

 

- Прочитайте загадки:

(Дети читают загадки по «цепочке»)

Загадки

obryad

Старик у ворот тепло уволок,

Сам не бежит и стоять не велит.

Старик – шутник гулять не велит,

За нос домой тянет.

Без рук рисует, без зубов кусает.

Итог: мороз. Как догадались?

 

Итог: - Итак, вы познакомились с обрядовым фольклором на примере зимнего праздника Рождества Христова.

- Перечислите, что относится к обрядовому фольклору. ( Обрядовые песни, колядки, гадания, календарные праздники и связанные с ними обычаи, приметы)

- Знакомство с календарными праздниками продолжим на следующих уроках.

 

​